Музей «У истоков города»

Новосибирская классическая гимназия № 17

Из книги отзывов

 

      

С начала основания музея «У истоков города» ведется книга отзывов, в которой после экскурсий посетители могут написать о своих впечатлениях и пожеланиях, которые улучшат работу краеведов-экскурсоводов. На данный момент (декабрь 2018 г.) на 46 страницах размещены все «комментарии» людей, посетивших наш музей с 29 апреля 2008 года.

 

 

ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «У ИСТОКОВ ГОРОДА»

  

07.05.2008

С огромным удовольствием побывала в вашем музее, удивлена и обрадована его богатством.

Музей хорошо разработан, логически правильно выстроен, разнообразен по содержанию выставок. Здесь всё дышит любовью к своему городу, к ученику и к его семье. Успехов Яковлевой Людмиле Демьяновне, Совету музея; активной помощи со стороны администрации.

Домбровская Наталья Юрьевна, руководитель музея «Нормандия-Неман» МБОУ гимназия №16 «Французская»


07.05.2008

…За такой короткий срок собран такой прекрасный и ценный материал. Отличная база для формирования патриотизма, нравственности, духовности и просто человечности наших детей – нашего будущего.

Зубова Нина Никифоровна, бывший учитель французского языка этой школы с момента её основания. В настоящее время – руководитель музея «Афган» школы №20


20.05.2008

Благодарим Вас за содержательное, глубокое, интересное, полное открытий исследование! Ваш вклад в изучение истории Новосибирска весом и необходим. Мы рады, что наша встреча проходит в рамках международного дня музеев. Несказанно порадовали нас Ваши «сюрпризы» – уникальные люди. От встречи с Вами и с ними получаешь вдохновение, желание работать и творить!!!

Участники фестиваля 20 мая 2008 г.


03.06.2008

Идея музея «От Новониколаевска – к Новосибирску» великолепная. Этот путь город прошёл за 115 лет – ещё столько же можно о нем рассказывать в музее. И всякий раз найдется что-то новое, интересное: люди, дела.

Желаю музею процветания, новых идей, отзывчивых людей во время поисков нового.

Вы делаете большое, хорошее дело!

Цыганкова Надежда Витальевна, учитель гимназии №14 «Университетская»


26.06.2008

Мы живем в огромном городе, где на самом деле не так уж много мест – для Человека, его Души и Памяти.

Мы еще только стремимся к тому, чтобы Новосибирск стал городом для Человека (даже в «Концепции развития города» это записано…)

И все же такие места есть! В нашей родной школе №132 появился музей, при рождении обретший имя «У истоков города». Как в песне поется, «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». У этого школьного музея прекрасное будущее и прекрасные перспективы – и всё потому, что история Новониколаевска-Новосибирска уникальна, человеческие судьбы потрясающие!

Желаю от всей души Музею «У истоков города» много интересной работы, открытий и оставаться живым! Вы нужны!

Ирина Зиновьевна Косарева, мама двух выпускников школы «132, отв. редактор обл. журнала детского и юношеского творчества «Отчий мир»


24.01.2009

В нашей школе есть музей. Он появился всего лишь год назад, но быстро, как Новосибирск, вырос и стал очень большим и интересным. Вообще, музей в школе – это очень хорошо, интересно и необычно. Не во всех школах есть музей, а тем более такой, как в нашей школе. Я даже могу назвать его удивительным.

Экспозиции нашего музея просто уникальны. Например, экспозиция, посвященная сибирскому поэту – Александру Кухно. Печатная машинка и записная книжка настолько уникальны, что такими экспонатами мог бы гордиться литературный институт.

Наш музей – это научная лаборатория. В нем ведутся исследования по Тихомирову, и вообще по Новосибирску. Из музея я, да и не только я, узнала много нового и интересного своем родном городе. Думаю, что каждый ученик нашей школы уже посетил и оценил музей. А тот, кто не посетил, тот многое потерял. Я советую всем сходить в этот храм истории родного города.

Копнина Анна, ученица школы №132, член Совета музея


16.02.2009

Музей сделан с любовью – это первое, что фиксирует глаз. От экспонатов веет теплом. Трогательно собранные семейные истории. Я гость в вашем городе – мне было интересно вдвойне. Некоторые экспонаты вызвали нежные воспоминания о собственном детстве и натолкнули на «мысли о вечном». Впечатлила компьютерная дискета 88-го года. Музей живой – дети заходят, спрашивают! Это очень важно. Большое спасибо!

Петрусенко Алена, тренер, психолог


05.12.2009

Большое спасибо коллективу музея «У истоков города» и особенно Людмиле Демьяновне за трепетную любовь к истории Новосибирска и упорство в раскрытии тайн прошлого. Желаем дальнейших побед! От имени родителей 7 «б» класса

Романова Наталья Владимировна


9.12.2009

Вы делаете великое дело. Люди, не знающие своей истории, перерубающие живительные корни. Молодцы. Знать историю родной школы, родного города, собственного рода – норма для образованного, уважающего себя человека. Успехов во всем на этом прекрасном пути.

Владимир Викторович Шамов, новосибирский писатель


12.12.2009

Приятно осознавать, что до сих пор есть такие энтузиасты, которые не забывают историю своей Родины. Значит, не умерла Россия!

Выпускник 1989г. – Игуменов Алексей.


20.02.2010

Музей нашей школы славится по всему городу своими уникальными экспонатами и тщательными исследованиями истоков города. Экскурсии в нашем школьном музее очень познавательные, их содержание тщательно прорабатывается и оттачивается. Недавно наш класс побывал на одной из наших экскурсий. На этот раз объектом интереса были не созидатели нашего города Тихомиров, Будагов, Литвинов. Экскурсия была посвящена встрече выпускников 1979, 1889, 1999 годов. «Золотая девятка» и была построена на материалах тематической выставки «Портрет эпохи». Хотя я и сама несколько раз вела эту экскурсию, но из уст основателя музея Людмилы Демьяновны информация звучала куда интересней. Каждую тему группы экспонатов она подробно раскрывала и объясняла. Газеты, журналы, детские книжки, учебные пособия далеких 70-80-ых прошлого века, первая компьютерная дискета, размером с книгу, приборы и перфокарты из кабинетов физики, русского языка, протоколы.

Уже какой раз я выхожу из этого замечательного музея с одной и той же мыслью: вернуться и продолжить. Продолжить работать в этом удивительном месте школы – в музее, работать вместе с Людмилой Демьяновной Яковлевой, руководителем музея «У истоков города».

Александра Ковалева, выпускница гимназии 2013 года


29.04.2010

Приятно видеть любопытные лица подростков, рассматривающих экспонаты в музее. Проявленный интерес всегда оставляет в памяти след. Так пусть этот школьный музей будет камертоном для познания истории родного города подрастающему поколению…

Краевед Ваганов Анатолий Степанович


18.01.2011

Наша память – великая сила! Музей тому подтверждение. Многое обесценивается со временем, а музейные экспонаты становятся бесценными.

Спасибо за огромную исследовательскую работу, за подвижничество!

Т.В. Пендюрина – председатель правления новосибирского общества книголюбов, гл. редактор издательства «Светоч», заслуженный работник культуры России, член Союза журналистов РФ.


18.03.2011

Благодарю преподавателей за интересную встречу. Плоды Вашей деятельности – Ваши ученики – будущее России. Воспитание ответственного гражданина – наша общая и главная задача.

Бог вам в помощь! 

Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон


23.11.2011

Восхищены титаническим трудом учащихся гимназии №17 и руководителя музея

«У истоков города»  Людмилы Демьяновны Яковлевой. Собранные материалы интересны, уникальны. Но самое главное – ваш музей способствует формированию настоящих граждан, любящих свой город. Ваше дело – святое!

Всего вам самого доброго и светлого!

Учителя и учащиеся МБОУ СОШ №43 Заельцовского района


19.12.2011

Огромное спасибо руководителю и сотрудникам этого замечательного музея за то важное дело, которое с таким энтузиазмом и творческой энергией воплощается день за днем! Побольше бы таких любящих свое дело людей, таких музеев – тогда никто бы не смог сказать, что Новосибирск – «дерзкий подросток», не помнящий своего прошлого.

Удачи Вам, творческих успехов и благодарных учеников! 

Е.В.Комлева, учитель истории Православной гимназии во Имя Преподобного Сергея Радонежского


16.01.2012

Мы, учащиеся МБОУ СОШ №138 8 и 6 классов посетили ваш музей, прослушали презентацию про основателей города Новониколаевска – Новосибирска – Г.М.Будагова. Узнали много нового об истории нашего города. Восхищены творчеством и неусыпной деятельностью поискового характера ваших экскурсоводов под руководством Яковлевой Людмилы Демьяновны. Нам всё очень понравилось. У нас появилось огромное желание, чтобы наша встреча повторилась.

Желаем успехов, творческого энтузиазма, здоровья. Алых парусов!!!


21.05.2012

В нашей гимназии есть свой музей, посвященный истории города. Ребята любят посещать это место. Сама обстановка располагает к изучению родного края. Каждый раз, приходя в музей, я открываю для себя что-то новое. Ученики с удовольствием посещают «храм прошлого», приоткрывая для себя завесу тайны нашего Родины.

Все могут найти что-либо интересное для себя. Мальчики всегда обращают внимание на выставку военных экспонатов, где можно увидеть фронтовые письма, пули, гранаты и еще некоторые предметы с мест сражений. Девочкам же нравится экспозиция, посвященная Н.М.Тихомирову, так как там можно увидеть предметы быта той эпохи.

Мне очень нравится выставка, посвященная А. Кухно. Это очень интересно погружаться в жизнь сибирского поэта. В этой экспозиции можно увидеть сборники его стихотворений, его печатную машинку и многие другие уникальные предметы.

В музее также есть выставки, посвященные Г.М.Будагову, В. И. Жернакову, истории нашего района и нашей школы. Периодически они меняются, но тема экспонатов одна– история нашего города. 

Слинько Ирина, ученица 9 А класса


26.09.2012

Спасибо Вам, Людмила Демьяновна, за вашу многоплановую, кропотливую, творческую работу и жизнь! Сегодня на семинаре Вы нас, учителей словесников, зажгли. Мы обещаем не тлеть, а гореть!!! …Грандиозный труд, отсутствие лености (ума и души), отзывчивость, терпение, ответственность – далеко не все составляющие Вашей деятельности. Сохранение памяти – одно из важнейших качеств нашей жизни, особенно (!!!) в наше время.

Нельзя не поражаться,

Нельзя не восхищаться,

Нельзя не гордиться Вами и Вашим Делом!

Действительно, как ни процитировать Вас…

«Важны не публикации, не призы, не известность. А победа над самим собой».

Вы смогли победить. Вы смогли научить и сподвигнуть побеждать. Спасибо!!! 

Алена Владимировна Журавлева, учитель русского языка МБОУ ЛИТ, Кировский район


08.05.2013

За долгую общественную работу мне приходилось видеть много школьных музеев, но такого богатого экспонатами вижу впервые. Школьный музей является ценнейшим подспорьем в деле воспитания молодого поколения. Музей охватывает богатую историю города со времен его основания и до послевоенных лет. Особенно богат раздел о Великой Отечественной войне. Желаю работникам музея и всего педколлектива дальнейших успехов в деле воспитания детей!

Виктор Григорьевич Молодин, участник Великой Отечественной войны, бывший пулеметчик


21.11.2015

Выдающемуся мирового уровня школьному музею-коллективу уникальных энтузиастов.

Спасибо за встречу!

Честносибирский Анатолий Омельчук


30.01.2016

Горжусь, что когда-то оканчивала именно эту школу. Верилось, что все творческие проекты ее энтузиастов, главным образом, Людмилы Демьяновны Яковлевой, обернутся такой красотой… Но чтобы – ВОТ ТАКОЙ!!!

Тут  история не только школы, но и города, региона, всех нас. Есть повод гордиться и рассказывать всем! Дальнейших успехов коллегам и друзьям, новых открытий, интересных встреч и долгих-долгих лет!!!

Наталья Манторова, выпускница 1989 года


01.02.2016

Очень приятно приехать в эту школу и посетить музей. Для нас это интересный опыт. В музее есть многие материалы об этом городе [Новосибирске]. Мы узнали очень много…

Студенты Синь-Цзянского педагогического университета, Китай


21.11.2016

Казалось бы, чем может завлечь собой школьный музей? Мало кто из подростков может по-настоящему восхищаться находящимися там экспонатами, эксклюзивными бумагами, для большинства, поверьте, это далекое и не всегда интересное место в нашей гимназии. Больший процент учеников совершенно не имеет представления об этом месте, хотя его стараются продвигать, устраивают различные экскурсии для возбуждения массового интереса, начиная уже с начальных классов. Наш музей «У истоков города» не так прост, как кто-либо мог подумать. Он богат внешне, наполнен бессчетным количеством уникальных вещей, которыми активно восхищаются уже заинтересованные лица – гости гимназии, перечислять экспонаты можно долго, ведь у нас их огромное количество. Да, это то, на что обращают внимание во всех музеях, но это не самое главное. Если задуматься, не каждый сможет представить, какие тайны хранятся в отдаленном кабинете. Даже я, проводя столько времени там, никогда не разгадаю загадку данного места. Ну а, собственно, кто я? Чем занимаюсь? Я – представитель внутришкольной организации совета музея. Понимаю, это звучит довольно скучно, хотя, наверное, все-таки сохраняет в себе какую-то интригу. Совет музея? Нет, мы не обсуждаем там глобальные вопросы и не разрабатываем особые планы развития, мы – особая группа добровольных (а иногда и добровольно-принужденных) участников, которые по непонятным причинам решили потратить свое время в школе, уж кто бы мог подумать, подростки сидят в четырех стенах, работая на благо гимназии. Я и сама часто задумываюсь, по какой причине меня туда потянуло? Хотя такие вопросы меня посещают, я абсолютно не жалею о том, что я часть этой небольшой команды.
Наверное, одной из главных причин моего активного участия в делах музея – это абсолютно невероятная, теплая и уютная атмосфера. Когда вокруг друзья, сразу становится весело, ты не чувствуешь напряжения от многочасовой работы с бумагами, вечной суеты, бега по этажам с поручениями, вся усталость растворяется за чашкой чая, который здесь особенный, сделанный по секретному рецепту Людмилы Демьяновны. Это место обладает незримым притяжением, тебя буквально затягивает, и порой ты можешь удивиться, почему время летит так быстро? (Думаю, есть этому одно объяснение, по непонятным причинам, компьютер в музее показывает время на час назад, возможно, это чей-то тайный несанкционированный ход для удержания своих помощников? Но оставим эту загадку нерешенной.) Здесь, действительно, приятно находиться, можно познакомиться с учащимися разных классов, а общение - хороший мотиватор заниматься чем-то полезным.
У нас здесь есть некоторый круг «обязанностей», и раз это музей, в нем полагается проводить экскурсии. Готовишь материал и рассказываешь, самое главное – это побороть в себе страх сцены, если он есть. Для людей, не привыкших выступать перед публикой, это неплохая тренировка устной речи, подобные навыки уж точно пригодятся в жизни, каждому из нас, и не раз, придется говорить для аудитории. Я понимаю, что любители тихо отмолчаться в стороне ответят на это, что сказать проще, чем сделать, но я собираюсь продолжать убеждать и себя, и других в том, что публичные выступления нужны, ведь мы учимся не только воздействовать на группу лиц, но и яснее формулировать мысли при личном общении.
Отдельного повествования заслуживает организация массовых мероприятий. Не всех, но какой-то части. Думаю, любой в гимназии слышал о грандиозных Тихомировских чтениях, уже на протяжении шести лет дети и взрослые совместно прилагают усилия для их существования.  Здесь музей зовет к себе в помощники и школьный пресс-центр, и группу «Лидер». Объединившись в оргкомитет, мы начинаем свою работу. На это можно потратить не один вечер личного времени, но если тебе это нравится, то любимая беззаботность подождет  пару дней. Я считаю, что довольно интересно оказаться «за кулисами» мероприятия, взглянуть на все изнутри. Люди смотрят на обложку, никто ведь никогда не видел усталых лиц кураторов, загруженных важными бумагами столов, когда время поджимает и уже нет сил, ты продолжаешь свою работу, потому что знаешь: это большая ответственность. Я видела это, и я хочу быть частью этого, хочу помогать. И кто, как не мы – дети, десятки рук, способные разделить эту ответственность, должны делать это. И нет ничего проще, чем уделить пару часов в неделю для музея или любой из проектов гимназии. Школа - это не только уроки и домашние задания, ее не просто так называют вторым домом, она становится такой, когда ты сам идешь навстречу, связываешь с ней частицу своей жизни. Именно после этого ты не станешь смеяться над словосочетанием «родные стены», ты просто молча поймешь его смысл.
Музей в моей жизни. Вот он, со своими радостями и сложностями, моя работа или мое хобби. Я не призываю каждого ученика придти именно сюда, но я хочу, чтобы у всех было такое место, которое вы цените, в котором вы реализуетесь. И если вы его еще не нашли, то просто поглядите вокруг, пробуйте разное. Бутону сложно раскрыться в тени, так поймайте же свой теплый луч и процветайте, а я его уже нашла.

Светлана Лисицына, ученица 11«А» класса, член Совета музея


24.12.2016

Восхищены и потрясены огромной работой, которая ведется Вами и Вашими учениками по изучению истории родного города, его образования. Прекрасно, что дети работают в архивах, ездят в экспедиции, география которых впечатляет: Киев, Москва, Томск, Тобольск. Дети представили интересные, содержательные доклады. Учеников отличает интеллигентность, воспитанность. Неоценим Ваш вклад в воспитание патриотизма, развитие культуры, исторической памяти.  Огромное спасибо за ваш подвижнический труд.

Методист НИПКиПРО, Л.Е.Мурсалимова


08.05.2017

Совет ветеранов Ленинского района выражает огромную благодарность за проведенную беседу по истории зарождения и строительства железной дороги города Новониколаевска. Мы узнали много очень нового.


28.11.2017

Были счастливы познакомиться с музеем «У истоков города» гимназии №17. Это действительно музей-исследовательская лаборатория. Дети, которые имеют возможность входить в актив или совет музея, приобщиться к работе музея – им очень повезло.

Хочется верить, что школьные музеи действительно нужны и будут дальше интересны детям даже в век информатизации и роботизации. 

Харченко И.И, ст. научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН


04.05.2018

«…благодарю ваш замечательный музей за столь большое и полезное количество информации. Очень приятно, что школьники и учитель развивают сибирское краеведение <…>, если бы не гимназия, имя Тихомирова и по сей день не было бы известно широкому кругу лиц, <…>. Но забывать основателей города нельзя, и ваш музей успешно защищает память об истоках города, за это большое вам спасибо!

Анастасия Александренко, студентка ИИГСО НГПУ


18.05.2018

Безупречная культура, недетский, искренний профессионализм (у детей, прежде всего, а у руководителя – Л.Д. Яковлевой – непостижимое разумом чувство детства, понимание, душой и сердцем, законов музейного творчества, законов привития любви к историко-краеведческому знанию). Всё честно, все достойно, все на самом высоком уровне, не нуждающемся в каких-либо изысканных комментариях…Дальнейших вам успехов!

Леонид Иванович Боровиков, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО


25.06.2018

От лица отдела по сохранению исторического наследия Западно-Сибирской железной дороги (Музей ЗСЖД)  выражает благодарность Музею гимназии №17 и руководителю Яковлевой Людмиле Демьяновне за совместную работу по выпуску репринтного издания «Воспоминания Григория Моисеевича Будагова» и организацию встречи с потомками Г.М. Будагова. Большую работу по подготовке к печати рукописного текста воспоминаний выполнена Анастасией Николаевной Яковлевой.

Желаем успехов во всех делах и начинаниях и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Главный хранитель фонда Отдела по сохранению исторического наследия, Зюбан Александр Анатольевич


25.06.2018

Посещение музея «У истоков города» и участие во встрече, посвященной 125-летию Новосибирска и деятельности инженера Будагова Г.М., убедило меня в профессиональном подходе к сбору материалов для экспозиции, к подаче информации… Огромная благодарность Яковлевой Людмиле Демьяновне и всем, кто принял участие в этой работе. Спасибо за бережное отношение к найденной информации от меня и от всех потомков рода Будаговых.

Кучеренко Евгения Николаевна, правнучка Будагова Григория Моисеевича


15.09.2018

Сентябрь 2012 года. Я – новенький, поступил в 5 «Б» (математический) класс гимназии. Ирина Юрьевна, мой классный руководитель, сообщает о том, что у нас в расписании по понедельникам в музее будет такой предмет, как краеведение. Я был очень удивлён, так как раньше у меня просто не было такого урока. Через два дня наступает 3 сентября, тогда и произошла первая встреча с Яковлевой Людмилой Демьяновной, основателем музея «У истоков города».

Мне было интересно в первый и последующие уроки рассматривать различные экспонаты в этом кабинете. Особенно мне нравилось подготавливать разнообразные исторические материалы к каждому уроку краеведения, которые проходили у нас полгода. Еще тогда у меня и появился интерес к изучению истории своего города, я активно участвовал в Декадах краеведения, а будучи девятиклассником, вступил в Совет музея «У истоков города». Особенный интерес к истории Новосибирска я стал проявлять с 2016 года, когда впервые написал научную работу по краеведению на тему «История трамвайного движения в городе», с которой выступил на нескольких научных конференциях.

Много интересных событий в моей жизни произошло с тех пор, и многие из них связаны с работой музея. Сентябрь 2016 года – «путешествие в новониколаевский сад «Альгамбра» (современная территория детского сада № 96), октябрь, ноябрь этого же года – лекции по истории кинематографа в Новониколаевке-Новосибирске в «Эгиде». 2017 год – посещение лекций по истории Новосибирской области и города Новосибирска, VII Тихомировские Чтения (выступление с научным проектом на секции «Экологическое краеведение»). 2018 год – участие в региональной конференции по материалам ГАНО, лекции по истории транспорта в Новосибирске, проведение экскурсий в музее гимназии, подготовка к 125-летию города, создание видеосюжетов о Литвинове Н.П. и анализ первой новониколаевской газеты «Народная летопись».

Мне очень нравятся встречи в музее гимназии, на них я узнаю много интересных фактов из истории своей малой Родины, каждый раз по-новому воспринимаю известную ранее информацию. Например, на октябрьской встрече мне стала ближе трагическая история жизни одного из истинных основателей нашего города Николая Михайловича Тихомирова, я осознал его значимую роль в строительстве моста через Обь, собора Александра Невского. Однако история с ним обошлась слишком грубо: его захоронение возле построенного им собора Александра Невского просто закатали под асфальт… Большое уважение и признательность вызывает работа наших школьных краеведов, которые в 2003-2005 годах сделали исследование, по нему можно точно проследить жизненный путь Н.М. Тихомирова. Думаю, что не может не восхищать тот факт, что благодаря именно нашим ребятам имя этого инженера-путейца стало широко известно жителям города. Да разве только это имя! Познакомившись с экспозициями нашего музея и научными проектами гимназистов, можно узнать о ранее неизвестных фактах биографии Г.М. Будагова, В.К. Жандра и других инженеров, первого городского головы В.И. Жернакова. А если вас интересует история журналистики, можете полистать страницы первых новониколаевских газет, познакомиться с содержанием первого номера газеты «Вечерний Новосибирск».

Музей занимает в моей жизни достаточно большую роль, так как он позволяет узнавать что-то новое о моей малой Родине и совершать научные открытия по краеведению. Музей гимназии – важнейшая веха в траектории моего личностного роста. Музею исполнилось 10 лет, и я, как имениннику, желаю ему дальнейшего развития и процветания, новых открытий и достижений!

Омельченко Юрий, ученик 11 «Б» класса, член Совета музея


15.09.2018

Случайности неслучайны. Этот довольно простой и правдивый закон нашей жизни трудно опровергнуть. Если копнуть глубже, то именно случайности определяют нашу дальнейшую судьбу, конструируют определенный ход событий, и мы только с чувством изумления наблюдаем за этим, поражаясь изменениям в нашей жизни. Примерно так я представляю своё появление в музее гимназии «У истоков города»...
2016 год. Я перешёл в девятый класс и, как подобает адекватному ученику, начал готовиться к пусть и не самым сложным, но всё-таки экзаменам, предварительно выбрав, помимо двух обязательных дисциплин, историю и литературу. Уже тогда я точно определился, что пойду в 10 класс, поэтому во мне горело желание развиваться в самых разных гуманитарных направлениях. Прежде всего, меня заинтересовала работа в школьном пресс-центре, так как я хотел попробовать себя в роли журналиста, считая эту профессию своей будущей. Итак, собрав все силы в свой четырнадцатилетний кулак и заручившись поддержкой классного руководителя, я отправился прямиком в эпицентр всех событий, а именно – в кабинет 3/6, на собрание пресс-центра. Устроившись в конце кабинета, я с волнением стал слушать руководителя медиахолдинга и музея Людмилу Демьяновну. В тот день она сразу меня заметила и предложила написать статью. Я согласился.
Казалось бы, это никак не относится к музею. Но буквально через месяц, в конце первой четверти, я был включен в Совет школьного музея. Сначала я испугался, так как не знал, куда я иду, но победил сильный интерес, и я оказался в стенах исторической «сокровищницы». После знакомства и чаепития началось обсуждение грядущегообластного семинара для руководителей музея, и Людмила Демьяновна предложила мне небольшую работу на тему «У истоков народного образования Левобережья». Поборов волнение, страх, я согласился. Именно с этого момента начинается моя деятельность в качестве сотрудника школьного музея.
В течение месяца я готовился к семинару, а в конце ноября выступил со своим небольшим проектом. Я считаю тот дебют успешным, учитывая, что тогда я только созревал в роли школьника-краеведа. После семинара на повестку дня встало проведение VI Тихомировских чтений, и мне было поручено составить полноценную обзорную экскурсию по нашему музею, которую я затем представил гостям гимназии. И вот в течение нескольких дней я приезжал в музей гимназии (даже в выходные), садился рядом с Людмилой Демьяновной и понемногу «стряпал» пусть и ещё сыроватую по уровню письменной речи, но все-таки собственную экскурсию. Правда, после правки текст стал гораздо лучше и удобнее для запоминания. Я тщательно стал готовиться к Тихомировским чтениям, но пока только в роли экскурсовода, а уже через неделю с энтузиазмом и с любовью к своему родному городу рассказывал гостям про наш музей, про историю Новосибирска и нашей школы. С этого и начался мой путь как юного краеведа. Мне понравилось открывать гимназистам из разных классов историю своей малой Родины на экскурсиях на самые разные темы. Именно это помогло мне наметить новые горизонты в области краеведения – я глубоко заинтересовался судьбами инженеров-путейцев. Благодаря десятилетней работе музея гимназии были открыты имена Будагова, Тихомирова, Роецкого, Жандра и других. Да, безусловно эти фамилии были известны в городе, но их конкретные заслуги, трагические страницы биографий скрывали немало «белых пятен», а главное – невостребованной оставалась проблема исторической памяти, ее сохранения. Я шаг за шагом готовлюськ собственным открытиям…
Осень 2017 года. Я со своим одноклассником Дмитрием создаю научную работу на тему «Великий Сибирский путь в лицах: проблема исторической памяти», став лауреатом Тихомировских чтений и городской научно-практической конференции. Для меня становится очень важным, что фамилии инженеров-путейцев и представители царской династии навечно вписаны в славные страницы прошлого Новосибирска, а наш музей лишь способствует тому, чтобы эти страницы сохранялись и наполнялись. И я радуюсь тому, что внес свой небольшой вклад в развитие этого долгосрочного проекта как исследователь, экскурсовод и председатель Совета музея.
2018 год. Конец мая. Я перехожу в 11 класс. Я итожу то, что прожил, пережил, будучи старшеклассником. Наш музей «У истоков города» отметил свое 10-летие, я четко осознаю, что школьный музей в моей жизни играет огромную роль. Ведь он является для меня не только трамплином в развитии моей устной и письменной речи и в личностном росте. Музей приоткрыл мне двери в историю города, своего родного края и места, где я родился и где живу. Он познакомил меня с прошлым Новосибирска, привил мне ещё большую любовь к столице Сибири. Лето 2018 года. Июнь. 125-летие Новосибирска. Встреча с правнучкой Г.М. Будагова Евгенией Николаевной Кучеренко. Мы открываем для нее город, который созидал ее прадед, закрепляя свои навыки экскурсовода и собеседника, организуем встречу в своем музее, испытываем чувство гордости за предыдущие поколения наших краеведов-гимназистов, сумевших раскрыть «белые пятна» в истории Новосибирска .
За два года работы в музее я научился проводить экскурсии и приобрел опыт создания собственного научного проекта, продолжением которого станет исследование судьбы Григория Григорьевича Будагова, сына инженера-путейца, стоявшего у истоков Ново-Николаевска. Для меня музей «У истоков города» – настоящий предмет гордости. Гордости за свою гимназию, за свой родной край.
Матвей Сорокин, ученик 11 «А» класса, член Совета музея


 

 

Дата последнего обновления страницы 25.05.20
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»