Музей «У истоков города»

Новосибирская классическая гимназия № 17

Научные экспедиции

 

 Карта исследований музея «У истоков города»

 

География научных экспедиций

 

Хронология и результаты научных экспедиций

  • В ноябре 2008 года была организована первая научная экспедиция по маршруту “Новосибирск –Тобольск”. Главным объектом исследования стал город Тобольск как первая столица Сибири, ее духовный центр и жемчужина сибирской земли.

  • Весной 2010 года в ходе научной экспедиции в Томск была реконструирована биография Н.А. Завадовского, первого благочинного новониколаевских храмов, установлены новые факты жизни первого городского головы В.И. Жернакова.

  • Летом 2011 года во время экспедиции в Киев были обнаружены прямые потомки одного из основателей Новониколаевска Н.М. Тихомирова, что стало важнейшим результатом поисковой деятельности музея.

  • В апреле 2012 года была организована экспедиция в Москву, где состоялась встреча с потомками еще одного основателя нашего города Григория Моисеевича Будагова. Поездке предшествовала большая поисковая работа, о промежуточных результатах которой Юлия Шестакова писала в своих работах.

  • В июне 2013 года группа старшеклассников выехала в очередную экспедицию в г. Санкт-Петербург. Работа в читальном зале и библиотеке главного архива страны позволила найти обширный материал о строительстве Великого сибирского пути, о роли российских императоров Александра III и Николая II в возведении Транссибирской магистрали, о выборе «Кривощековского варианта». Фонды нашего музея также пополнились послужными списками инженеров-строителей, выпускников Санкт-Петербургского института путей сообщения Г.М. Будагова, В.И. Роецкого, В.К. Жандра, Н.П. Меженинова.

  • В ноябре 2017 года была организована третья по счету, самая многочисленная экспедиция в старинный сибирский город Тобольск. Посетив его, члены экспедиции узнали новые факты истории города, систематизировали полученные материалы, осмыслили ее результаты и создали несколько научных проектов–исследовательских работ, с результатами которых выступили на различных конференциях. Тобольск является мощным ресурсом обретения новых знаний по истории Сибирского края и ключевых моментов в Российской истории.

Публикации о деятельности научной лаборатории

 

http://io.nios.ru/articles2/61/5/nauchnye-ekspedicii-kak-faktor-uspeshnosti-issledovatelskoy-raboty-v-muzee-u-istokov

 

Презентация

 

Научные экспедиции как фактор успешности исследовательской работы в музее «У истоков города» Новосибирской классической гимназии №17

Уже на первых этапах создания фондов краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии №17 начала формироваться научно-исследовательская лаборатория, деятельность которой была направлена на изучение «белых пятен» в истории города. Благодаря работе в Государственных архивах, краеведы школы восстановили жизненный путь основателей и созидателей Ново-Николаевска Н.М. Тихомирова, Г.М. Будагова, Н.П. Литвинова, В.И. Жернакова и других.
Большую роль в раскрытии «белых пятен» в истории города и пополнении фондов музея «У истоков города» играют научные экспедиции. Летом 2011 года во время такой экспедиции в Киев мы нашли прямых потомков одного из основателей города Н.М. Тихомирова. Этот факт стал важнейшим результатом поисковой деятельности музея, вызвал интерес городских СМИ: был отражен на нескольких телеканалах (название материала: «Новосибирские школьники нашли потомков Тихомирова»), а также в статье Людмилы Кузменкиной «Судьба семьи Тихомировых. История продолжается», опубликованной в журнале «Одна семья: Новосибирск» в № 8 за 2011 год. Организованная через три месяца поездка в Омск способствовала созданию членом экспедиции Маматовым Глебом научно-исследовательской работы «Финальная глава историко-краеведческого детектива: семья Н.М. Тихомирова», по результатам которой старшеклассник опубликовал в гимназической газете «132%» очерк, а затем стал Лауреатом Золотой Лиги на секции «Краеведение» городской НПК, лауреатом НПК «Эврика».
Выезд творческой группы краеведов в Томск зимой 2010 года, затем в марте 2013 года, работа в Государственном архиве Томской области, встречи с потомками Н.А. Завадовского, первого благочинного новониколаевских храмов, позволила восстановить его биографию, установить место его захоронения – за алтарем храма в Богородице-Алексиевском монастыре, также способствовала созданию научной работы о Соборе во имя св. Александра Невского. Дальнейшая работа в Государственном архиве Новосибирской области позволила восстановить список служащих в соборе в дореволюционный период.
В апреле 2012 года была организована научная экспедиция в Москву, где состоялась долгожданная встреча с потомками еще одного основателя нашего города Григория Моисеевича Будагова. Поездке предшествовала большая поисковая и исследовательская работа, о промежуточных результатах которой Юлия Шестакова писала в своих заметках и очерках. В июне 2013 года группа старшеклассников под руководством Яковлевой Л.Д. выехала в научную экспедицию в г. Санкт-Петербург. Экспедиция была посвящена 120-летию г. Новосибирска и была организована с целью получения новой информации об основателях и созидателях нашего города. Поездке предшествовали предварительные переговоры с директором Российского Государственного исторического архива Милетиным Евгением Михайловичем, который дал разрешение на работу в архиве трем десятиклассникам гимназии. Работа в читальном зале и библиотеке главного архива страны позволила найти обширный материал о строительстве Великого Сибирского пути, о роли российских императоров Александра III и Николая II в возведении Транссибирской магистрали, о выборе «кривощековского варианта». Фонды музея гимназии также пополнились послужными списками инженеров-строителей, выпускников Санкт-Петербургского института путей сообщения Г.М. Будагова, В.И. Роецкого, В.К. Жандра, Н.П. Меженинова. Важным событием экспедиции стала встреча с членами семьи сына Г.М. Будагова Григория Григорьевича Будагова, в результате которой были получены копии документов и фотографий из семейного архива. Важно, что сканированные копии документов из семейного архива Будагова Г.Г., предоставленные нам Анной Ивановой, в ноябре 2013 года были переданы дочери Григория Григорьевича, Любови Григорьевне Орловой, во время личной встречи в Москве, за что получили от потомков Будагова слова благодарности.
Помимо работы в архивах, члены экспедиции побывали на Армяно-Григорианском кладбище, где похоронен один из основателей нашего города Григорий Моисеевич Будагов. В результате предварительной поисковой работы мы выяснили, что в 90-ые годы вандалами с могилы была сорвана металлическая табличка с указанием имен похороненных здесь Г.М. Будагова и его сына Г.Г. Будагова. Цель, которую мы ставили перед собой перед поездкой в Сакт-Петербург, была связана с увековечиванием имени Будагова. Благодаря информации, полученной нами от московских потомков Будагова, мы установили место его захоронения на кладбище, вручили тексты статей, научных публикаций музея гимназии Армену Меружаняну, главному редактору газеты «Аватамк». Социальная значимость данной экспедиции в том, что в августе 2013 года на могиле Г.М. Будагова были установлены фотография на эмали и плита из черного мрамора, изготовленная инженером Овиком Исаханяном в мастерской Саргиса Мартиросяна по проекту архитектора и благотворителя Максима Атаянца. На именной плите указаны не только даты жизни Будагова, но и то, что он был одним из основателей Ново-Николаевска. В одном из номеров газеты «Аватамк» отражен этот примечательный факт со ссылкой на нас, новосибирских краеведов. Осенью 2014 года в Санкт-Петербурге вышла книжка-брошюра Юлии Шестаковой – выпускницы гимназии 2014 года.
Еще одним открытием, сделанным в ходе экспедиции в Санкт-Петербург, стала реконструкция биографии Владимира Константиновича Жандра и создание научно-исследовательского проекта, посвященного этому удивительному человеку, оставившему нашему городу созданную им инфраструктуру в районе железнодорожного вокзала Обь, где сейчас находится вокзал Новосибирск-Главный. Автор проекта Романов Павел, выпускник гимназии 2014 г., сейчас студент факультета истории НГПУ, убедительно доказал, что улица Владимировская была названа в честь него в знак благодарности за его созидательные труды по благоустройству улицы и открытия двух школ. Материалы Российского архива помогли раскрыть новые драматические страницы биографии Жандра как героя I мировой войны. Результаты работы Романова Павла стали значимыми для жителей города Новосибирска: в октябре 2014 года в Городском центре информатизации «Эгида» состоялась презентация его небольшого издания и фильма, снятого по следам исследования.
В читальном зале Пушкинского Дома удалось познакомиться с письмами и отдельными рукописями произведений Н.Г. Гарина-Михайловского. В ходе экспедиции мы нашли точки соприкосновения истории нашего сибирского края, нашего города с Санкт-Петербургом, где жили, получали блестящее образование инженеры-путейцы, которые своим тяжелым трудом, сокращая годы жизни, запустили мощный импульс для рождения и становления Новониколаевска-Новосибирска.
Благодаря поисково-исследовательской работе в музее и другим формам активно-познавательной деятельности учащихся в области краеведения стали возможными Тихомировские Чтения, которые сейчас проводятся в рамках региональных Рождественских образовательных Чтений. В результате Чтений, организованных по инициативе нашего музея, повышается уровень научных работ участников из разных образовательных учреждений города и области, в том числе учеников нашей гимназии. В последние три года было реализовано несколько исследовательских проектов, авторы которых стали лауреатами «Золотой Лиги» на городской и региональной научно-практических конференциях (секции «История города», «Краеведение»), лауреатами (диплом I степени) Российского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Юность. Наука. Культура», победителями Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век». Отдельные работы были опубликованы в научных вестниках, выпускаемых государственным архивом Новосибирской области.
Примечательно то, что в ходе работы у авторов исследований меняется сознание, наблюдаются расширение параметров их личности, обогащение внутреннего мира. Так, Екатерина Савченко, член экспедиции в Томск, завершив работу, посвященную восстановлению истории Собора Александра Невского, написала статью «Духовный центр города» и сочинила уникальное стихотворение «Новосибирску», в котором девушка, признаваясь в любви к родному городу, отмечает: «Наверное, не зря история твоя// Имела свой исток у церкви православной //Я так люблю тебя, Сибирская земля! // Я верю, что моей ты стала неслучайно». Следует подчеркнуть, что до этого Екатерина относилась к данной теме совершенно равнодушно. Подтверждением того, что эта тема стала значимой для девушки, является то, что она, уже став студенткой Новосибирского государственного университета экономики и управления, доработав работу о Соборе Александра Невского, участвовала во II Всероссийской научно-практической конференции «Новосибирская область в контексте российской истории», посвященной 90-летию образования Новосибирской губернии.
Свидетельством того, что у многих ребят, получивших опыт работы в государственных архивах, изучающих историю города, района, своей семьи, пробуждается чувство гражданственности, появляется интерес к социальным проблемам, является то, что они создают творческие работы, в которых отражается духовно-нравственное становление их личности.
По моему глубокому убеждению, вовлечение школьников не в формальную, а осознанную работу по исследованию «белых пятен» в истории своего края, страны, своей семьи через поисковую деятельность в ходе научных экспедиций, которая способствует маленьким собственным открытиям, приближает ребенка к этой истории, создает условия для гражданского и духовно-нравственного становления его личности.
На примере последней экспедиции в Тобольск, которая состоялась в марте 2014 года, можно продемонстрировать механизмы ее организации. Главной целью стало исследование истории Великого Сибирского пути, ведь одной из основных причин создания нашего города стало его географическое положение, а точнее строительство Великого Сибирского пути, проходившего через село Кривощёково. Теперь транссибирская магистраль соединяет две столицы Сибири: Новосибирск – настоящую и Тобольск – прошлую. Нам представилась удивительная возможность посетить историческую столицу Сибири, преодолеть путь от Новосибирска до Тобольска туда и обратно, что позволило нам в полной мере изучить историю родного города через историю создания Великой Сибирской железной дороги.
Подготовительный этап нашей экспедиции проходил в интенсивном темпе. В течение нескольких недель до выезда ребята изучали материалы по истории Тобольска, распределив разделы между собой. Каждый член экспедиции выбрал одну из предложенных тем и разрабатывал её. Мы работали с сайтами Тобольского архива, музея-заповедника, научной библиотеки, изучали достопримечательности города, который собирались посетить. Следующим этапом была систематизация полученной информации по многим темам и оформление группового портфолио экспедиции.
Помимо этого, у каждого из членов экспедиции была индивидуальная папка путешественника, в которую они складывали все подготовленные и полученные материалы. Всем членам экспедиции был выдан Дневник путешественника, в котором нужно было делать заметки о каждом дне, записывать впечатления и фиксировать новую информацию. Благодаря страничкам этого дневника по окончании экспедиции были подведены её итоги, проделан рефлексивный анализ, сделан отчет.
Кроме заполнения листов дневника, в поезде шла интенсивная подготовка к встрече с исторической столицей Сибири. По мере движения поезда от Новосибирска в Тобольск члены экспедиции заполняли карту, на которой обозначали границы областей, реки, отмечали станции, сопоставляя их с историческим маршрутом в «Путеводителе по Великому Сибирскому пути» за 1896 год. Уже в поезде мы сделали первые открытия, связанные с изменениями на железной дороге за прошедшие десятилетия.
В начале нашего путешествия была проведена викторина, составленная Советом музея. Её результаты позволили выявить недостаточный уровень знаний по истории Тобольска и Великого Сибирского пути, несмотря на длительную подготовку. В связи с этим в поезде продолжалось изучение материалов группового портфолио и обмен информацией из индивидуальных папок членов экспедиции. Это помогло нам в дальнейшей работе в Государственном Архиве и научной библиотеке музея-заповедника. Особенный интерес у нас вызвала карта, которая называлась «ГРАДЪ ТОБОЛЕСКЪ». Она представляет собой план города Тобольска из «Чертёжной книги Сибири», составленной путешественником, краеведом, картографом, учёным-исследователем Семёном Ремезовым, с именем которого связано открытие и дальнейшее развитие этого удивительного края. Примечательно, что работа с историческими материалами в Тобольском архиве, в читальном зале научной библиотеки музея-заповедника сочеталась с посещением других музеев города, знакомством с его такими достопримечательностями, как Кремль, Абалакский монастырь, уголок Ершова и другие. Я убеждена в том, что именно такие поездки, в которых сочетаются самостоятельно организованные туры и спланированная научная деятельность членов экспедиции, эффективны и интересны.
Изучение материалов из научной библиотеки музея-заповедника г. Тобольска позволили сделать маленькие открытия в истории нашего города: в 1900 году рассматривались как самостоятельно существующие, не зависимые друг от друга станции «Обь» и «Ново-Николаевский поселок», отделенные друг от друга сосновым лесом. Работа старшеклассников гимназии «Путешествие из Новосибирска в Тобольск», с которой они выступили на IV Тихомировских Чтениях, вызвала большой интерес. По материалам экспедиции готовятся новые научные проекты, которые раскроют новые аспекты в истории Сибири и в которых найдут отражение точки пересечения истории первой столицы Сибири Тобольска и новой – Новосибирска.
Практическая значимость итогов экспедиции заключается в том, что полученные материалы стали основой для оформления новых экспозиций и для проведения новых тематических экскурсий, в результате чего будет решаться проблема исторической памяти.

 

Список литературы и источников

1. Будагов Г.М. О пропускной способности Сибирской железной дороги. – Москва, 1905
2. Великая Сибирская железная дорога. Издание канцелярии комитета министров. Всемирная Выставка 1900г в  Париже. – Санкт-Петербург. Государственная типография. 1901.
3. Воронин М.И., Павлов. В.Е.  Великий Сибирский путь – плод замыслов учёных и питомцев института инженеров путей сообщения. – Ленинград, 1991
4. Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий, т.39. – СПб., 1863
5. Залужная Д.В. Транссибирская магистраль (её прошлое и настоящее). Исторический очерк. – М., 1980
6. Краткий исторический очерк. Составлен на основании официальных документов Инженером Путей Сообщения Л.И. Прохаска. (К двадцатипятилетию закладки Великого Сибирского Пути 19 мая 1891 г.–19 мая 1916 г.) – Петроград, 1916.
7. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. Издание министерства путей сообщения под редакцией А.И. Дмитриева-Мамонова, инженера  А.Ф. Здзярскаго. – Санкт-Петербург «Товарищество Художественной печати», 1900.
8. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Исторический очерк. Составлен С.В. Саблером и И.В. Сосновским. Под главною редакцией Статс-Секретаря Куломзина. – Санкт-Петербург, 1903.
9. Сибирь и Великая Сибирская железная дорога с приложением. Карты Сибири. Издание 2-ое исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург, 1896. Типография И.А. Ефрона.

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РГИА ФОНД 229
КАНЦЕЛЯРИЯ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

1. Дела о личном составе МПС (А К) за 1877–1921 гг. (оп. 18); (Л Я) за 1833–1919 гг. (оп. 19);
2. РГИА, Ф.229, оп.19,д. 816
3. РГИА, Ф.229, оп.19,д. 815
4. РГИА, Ф.229, оп. 18, д. 890. Формулярный список о сл4ужбе  действительного статского советника, инженера п.с. Григория Будагова
5. РГИА, Ф. 229, оп.19, д. 2456. Формулярный список о службе инженера путей сообщения Викентия-Игнатия Роецкого
6. РГИА, Ф. 268, оп. 3, д. 334. Пояснительная записка к Западно-Сибирским изысканиям (Вариант на Кривощеково)

 


http://io.nios.ru/articles2/94/5/nauchnaya-ekspediciya-kak-sredstvo-motivacii-uchashchihsya-dlya-raboty-v-muzee

 

Научная экспедиция как средство мотивации учащихся для работы в музее гимназии
(на примере экспедиции в Тобольск 29 октября – 3 ноября 2017 г.)
Научные экспедиции как важнейший исследовательский и познавательный ресурс в работе музея гимназии

Большую роль в пополнении актива и фондов музея «У истоков города» нашей гимназии играют научные экспедиции. Началом этой важнейшей формы работы стал выезд группы наших школьников в город Тобольск весной 2009 года. Эта поездка была организована на начальном этапе организации школьного музея в формате научной экспедиции, целью которой было ознакомление с историей Сибири, изучение ее истоков, выявление точек соприкосновения с историей Новосибирска. Организация и проведение носили пробный характер, уровень мотивации участников к исследовательской работе был недостаточно высок, но задача, связанная с получением информации об уникальном старинном сибирском городе, была выполнена. В 2011 году состоялась экспедиции в Киев, где мы нашли прямых потомков Н.М. Тихомирова. Этот факт стал важнейшим результатом поисковой деятельности музея, вызвал интерес городских СМИ. Выезд творческой группы краеведов в Томск зимой 2010 года и весной 2013 года, работа в Государственном архиве Томской области, встречи с потомками Н.А. Завадовского, первого благочинного Новониколаевских храмов, позволила восстановить его биографию, установить место его захоронения – за алтарем храма в Богородице-Алексиевском монастыре, также способствовали созданию научной работы о Соборе во имя св. Александра Невского.
В апреле 2012 года была организована научная экспедиция в Москву, где состоялась долгожданная встреча с потомками еще одного основателя нашего города Григория Моисеевича Будагова. Поездке предшествовала большая поисковая и исследовательская работа, о промежуточных результатах которой Юлия Шестакова писала в своих заметках, очерках, опубликованных в СМИ гимназии и на городских сайтах
http://timix.nios.ru, http://nsk-kraeved.ru. В июне 2013 года состоялась экспедиция в Санкт-Петербург. Помимо работы с историческими публикациями, архивными документами в РГИА и Пушкинском Доме, произошла встреча с семьёй Будагова Григория Григорьевича, была увековечена память Г.М. Будагова на Армяно-Григорианском кладбище.
Город Тобольск привлек внимание наших гимназистов в 2014 году, группа была малочисленной (7 человек). Два члена той экспедиции Рыбакова Мария и Мукасеев Кирилл являются студентами исторического факультета НГПУ, итогом поездки Татьяны Душутиной, теперь студентки факультета журналистики, стал научный проект, связанный с исследованием первого сибирского журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Исходя из анализа результатов предыдущих выездов, следует отметить, что все участники научных экспедиций по их завершении пополняют список актива музея гимназии.
В этом учебном году на осенних каникулах была организована научная экспедиция в Тобольск, она оказалась самой многочисленной: 16 человек. В список вошли ребята из разных классов, начиная с пятиклассницы Мазаловой Марии и заканчивая десятиклассниками. По данным предварительного анкетирования из 16 человек 15 были заняты в том или другом проекте: 4 – члены редколлегий гимназических СМИ, 2 чел. из технической группы пресс-центра, 4 чел. – проект «Школьное телевидение», 6 членов Совета музея, 3 чел. занимаются мультимедийной журналистикой. В предварительном анкетировании, определяя свой статус в научной экспедиции, ребята позиционировали себя следующим образом: научные сотрудники, авторы работ – 15 чел., журналисты, авторы публикаций – 8 чел., фотографы – 11 чел., видеооператор – 4 чел., художники – 3 чел. Следует отметить, что в ходе экспедиции увеличилось количество ребят, проявляющих интерес к работе в музее в целом и к исследовательской работе в частности.

Формы и этапы последней экспедиции в Тобольск

Исходя из изученных нами интернет-ресурсов, нашу экспедицию можно отнести к комплексной. Она представляет собой сочетание выездной формы с кабинетной. Обозначим этапы нашей экспедиции:

  • Изучение материалов о Великом Сибирском пути в музеях Новосибирска, сайта г. Тобольска.

  • Подготовительный этап. Организация поездки.

  • Поездка в город Тобольск, опрос сотрудников железной дороги.

  • Работа в научной библиотеке музея-заповедника, организация экскурсий.

  • Возвращение в Новосибирск.

  • Обобщение и анализ полученной информации.

  • Конференция по итогам экспедиции.

  • Создание собственных научных проектов.

Большую роль в повышении мотивации участников экспедиции для работы в музее гимназии играет подготовительный этап, который включил в себя изучение интернет-ресурсов, знакомство с публикациями и историко-краеведческой литературой, предварительные беседы с краеведами и учеными города, посещение музеев Новосибирска. Подготовительный этап нашей экспедиции проходил в интенсивном темпе. В связи с предстоящим путешествием по Великому Сибирскому пути накануне отъезда была организована экскурсия в музей истории Западно-Сибирской железной дороги, в котором ребята получили ценную информацию от научных сотрудников Филатовой Елены Николаевны и Лампе Ярослава Александровича, познакомились с движущейся экспозицией художника Павла Яковлевича Пясецкого, оставившего замечательное наследие – «Панораму Великого Сибирского пути». Мы, руководители, ставили цель: познакомить ребят с той информацией об инженерах-путейцах, многие фамилии которых уже были известны (Н.М. Тихомиров, Г.М. Будагов, Н.Г. Гарин-Михайловский, Н.А. Белелюбский, Н.П. Меженинов).
Эта экскурсия была организована накануне отъезда нашей группы в Тобольск. Теперь членам экспедиции предстояло проехать самим по Транссибу и наблюдать из окна поезда картины сибирского края, создавая свою панораму. В течение нескольких недель до выезда мы изучали материалы по истории Тобольска, распределяли обязательства в группе. Этому предшествовало предварительное анкетирование участников экспедиции. В анкету вошло восемь вопросов. Помимо контактных данных, нужно было указать, был ли опыт путешествия по городам России или за границу, чем вызван интерес к поездке в Тобольск, каковы рефлексивные ожидания от неё. Каждый член экспедиции, отвечая на шестой вопрос анкеты, указывал тему научного исследования или дальнейшей публикации в гимназических СМИ.
После этого началась индивидуальная работа с сайтами Тобольского архива, музея-заповедника, научной библиотеки, заочное изучение достопримечательностей города, который собирались посетить. Каждый из ребят пополнял своё портфолио, в которое входили все полученные в ходе работы материалы и выданные всем членам экспедиции Дневник и Заметки путешественника, в которых нужно было записывать впечатления и фиксировать новую информацию. Благодаря страничкам этого дневника по окончании экспедиции были подведены её итоги, проделан рефлексивный анализ. В личное портфолио была вложена карта маршрута путешествия, которая заполнялась по ходу движения в поезде, и карта Тобольска, составленная Ремезовым.
Изучение публикаций в интернет-пространстве позволило определить организованную нами экспедицию уникальной. Большая часть статей раскрывает опыт проведения экологических, археологических, краеведческих экспедиций. Из восьми компонентов, указанных в статье Е.В. Волковой, наша экспедиция включила в себя три компонента: краеведческий, культурологический, личностный. Мы выделили еще два: исторический и духовно-нравственный.
Охарактеризуем формы работы экспедиции. Выездная форма – это яркое эмоциональное событие в жизни гимназистов. Путешествие на поезде, жизнь в другом городе, вдали от родительской опеки, привлекает ребят новизной и содержанием. Пять дней участники экспедиции ежедневно вели исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в своих дневниках, делая фотографии, видеосъемки, собирая материал. Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации с учеными, работниками музеев, сотрудниками научной библиотеки, оформление фото- и видеоматериалов. Все участники экспедиции проживали в одном отеле – «Новый Тобол». Важно, что всех объединяла общая программа исследовательской деятельности, подведение итогов, организация жизни и быта. Ежедневный рефлексивный анализ в холле гостиницы помогал корректировать планы на следующий день.
Важным этапом экспедиции стала отчетная конференция по итогам работы. Это мероприятие было проведено 16 ноября в актовом зале, были приглашены краеведы и журналисты из разных классов, что способствовало расширению музейного пространства гимназии.

Анализ маршрута Новосибирск-Тобольск-Новосибирск

В связи с решением принять участие в экспедиции определенный интерес к истории родного края у ребят был, он увеличивался на протяжении поездки, начиная с путешествия по Транссибирской магистрали, которое началось со станции «Новосибирск-Главный», большого и величественного здания, одного из самых красивых вокзалов России. Изучив материалы исторических очерков начала ХХ века по этому вопросу, группа старшеклассников из четырех человек составила описание крупных железнодорожных станций, которое позволило представить картину прошлого. Наибольший интерес вызвали исторические станции Обь, Кривощеково, Омск, Тюмень. Продолжая движение по Великому Сибирскому пути, особое внимание вызвал участок железной дороги Тюмень-Омск. Авторы будущей научной работы по итогам экспедиции сделали сравнительный анализ станций по данному маршруту в прошлом и в наше время, установили, что 12 станций, существовавших в начале XX века, не сохранилось до наших времен, в то же время в современности появились 24 новых станции, не имеющие никакого отношения к выше названным. Таким образом, проанализировав станции на участке Тюмень-Омск Сибирской железной дороги, можно судить о ее непосредственном развитии. С течением времени значительно возросло количество станций, их внешний и внутренний вид преобразился, улучшились условия организации перевозки пассажиров с разных регионов России.
Изучение материалов об истории Тобольска и архивных документов о строительстве Великого Сибирского пути в научной библиотеке музея-заповедника позволило старшеклассникам сделать выводы о том, что строительство Транссибирской магистрали стало залогом процветания таких городов, как Ново-Николаевск (Новосибирск), Омск, Тюмень. В этом кроется основная причина взлёта Тюмени и упадка Тобольска, строительство пути к которому было отложено на несколько десятилетий в связи с началом I мировой войны, ведь до XIX-го века Тюмень была просто уездным городом, а Тобольск центром огромной Сибирской губернии.
Двигаясь по маршруту Новосибирск-Тобольск по современным путям Транссиба, члены экспедиции задумались о значении Великого Сибирского пути. Хроника его строительства нашла отражение в газете «Томский листок» за 1895, 1896 годы и такие издания, как «Землеведение», «Очерки истории Тюменского отделения дороги». Особое чувство гордости у ребят вызвали факты, подтверждающие великую роль Транссиба в дальнейшем экономическом и социальном развитии нашей страны. Великая Сибирская дорога была первой в России, построенной исключительно из материалов отечественного производства, что вызвало огромный интерес на международных выставках и повысило статус страны в экономическом и техническом отношении. Следует отметить, что два десятиклассника, выбравшие как объект исследования маршрут данной научной экспедиции, в ходе создания своего проекта пополнили список членов Совета музея гимназии: Евгений Т. как видеооператор, Никита Т. как член технической группы, осуществляющей выпуск изданий краеведческого характера, связанных с работой музея.
Еще два десятиклассника: Матвей С. и Дмитрий Я., войдя в состав Совета музея в начале учебного года, убедились в правильности своего выбора, в ходе экспедиции работая над темой «Великий Сибирский путь в лицах: проблема исторической памяти». В поезде №117У «Новосибирск-Тобольск-Нижневартовск» и поезде 125 «Нижневартовск-Тобольск» удалось взять интервью у начальников, проводников составов и пассажиров, которые поделились интересной информацией о современной Транссибирской магистрали. Авторов работы удивила неосведомленность сотрудников российской железной дороги о вопросах истории дороги и нашего города, так как все респонденты утверждали, что основателем Новосибирска и строителем моста через Обь является Гарин-Михайловский, а имена других инженеров-путейцев, сыгравших большую роль в созидании, были неизвестны.
Таким образом, уже на первых этапах реализации программы экспедиции были использованы такие методы, как метод историзма, который способствовал установлению тесной связи строительства Великого Сибирского пути с историей сибирских городов; функциональный метод, позволивший выявить значение железной дороги для становления Новосибирска, Тобольска и других населенных пунктов. Метод интервью, с помощью которого члены экспедиции получили информацию о прошлом, настоящем и будущем Транссиба, следуя по маршруту в поездах, в дальнейшем был использован во время пребывания в Тобольске на экскурсиях и встречах и направлен на уточнение отдельных вопросов по истории и культуре старинного сибирского города.

Историко-краеведческий аспект экспедиции

Ведущим методом в период пребывания в городе Тобольске для членов экспедиции стал метод включенного наблюдения, который предусматривает постепенное вхождение в изучаемые объекты, чем в нашем случае являются объекты историко-культурного наследия Тобольска и их непосредственное восприятие в целях упорядочения полученных знаний и опыта и проверки выдвигаемой на начальном этапе экспедиции гипотезы.
К раскрытию в полной мере краеведческого компонента прикоснулись все члены экспедиции на подготовительном этапе и во время обзорной экскурсии по Тобольску, поездки в Абалак. Исходя из анализа Дневника и заметок путешественника всех, без исключения, членов экспедиции поразила своеобразная топография местности, которая еще в древности естественно предопределила возникновение двух частей Тобольска – верхней и нижней. В верхнем городе появились укрепленная крепость и Софийский архиерейский двор, вскоре объединенные в единый кремль – первый в Сибири. Дальнейшее посещение уникального Губернского музея, Дворца наместника, прогулки по историческому Тобольску, работа в научной библиотеке музея-заповедника и общение с научными сотрудниками позволили раскрыть многие грани исторического и краеведческого аспектов нашего путешествия и прийти к выводу о том, что история Тобольска переплетается с историей России и Новосибирска. Первые поселения на современной территории нашего города и области на протяжении XVIII века относились к Тобольской губернии. Немалое влияние на развитие Тобольска оказало пребывание 15 декабристов. Четыре представителя правящей династии Романовых посещали этот город, последние месяцы своей жизни провела именно здесь семья последнего императора Николая II.
Результаты обобщения изученных ребятами материалов об истории Тобольска оформлены в двух аналитических таблицах: «История Тобольска в датах», «История Тобольска в лицах». Около 60 событий внесено в первую таблицу, 50 персоналий – во вторую. Только их небольшое перечисление производит впечатление на любого туриста или гостя этого сибирского города. В его биографию вплетены судьбы таких людей, как Ермак, Семен Ремезов, Беринг, «арап Петра Великого» А.П. Ганнибал, русский композитор А.А. Алябьев, писатели А.И. Радищев, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Короленко, поэт П.П. Ершов, художник В.Г. Перов, ученый Д.И. Менделеев и много других замечательных людей. Пять участников экспедиции – шестиклассников – заинтересовали темы, связанные с историко-краеведческими аспектами: «Ермак – покоритель Сибири», «Ремезов – сибирский Леонардо да Винчи», «Библиотека Губернского музея», «Царская семья в Тобольске», «Неизвестный Ершов». Со своими научными проектами ребята выступили на VII Тихомировских Чтениях. Это был их первый опыт исследователей, они были в активе музея, участие в экспедиции позволило ребятам стать членами научной лаборатории.

Культурологический и духовно-нравственный аспекты

Полученные в ходе экспедиции материалы свидетельствуют о том, что история Тобольска, этапы его становления переплетаются с историей православия, подтверждают тесную связь культурологического и духовно-нравственного аспектов. Эта сфера привлекла внимание в качестве объекта исследования двух учениц 7 класса, они исследовали феномен Тобольского Кремля, историю храмов. Занимаясь мультимедийной журналистикой, девочки после экспедиции вошли в техническую группу актива музея. Учениц 10 класса, членов Совета музея, заинтересовали проблемы становления православной культуры в Сибири, роль святителей земли Тобольской: Иоанна, митрополита Тобольский и священномученика Гермогена. Результатом исследования стала работа на тему «Тобольск – духовная жемчужина Сибири». Следует отметить, что со своими проектами эти участники экспедиции выступали на VII Тихомировских Чтениях на секции «Православная культура».
Особое место в нашем путешествии заняла экскурсия в Архиерейский дом, который был построен на казенные средства в 1773-1775 годах по проекту, привезенному из Петербурга. Экскурсию провёл отец Николай Щукин, священник Софийско-Успенского кафедрального собора. Исходя из анализа Заметок, члены экспедиции испытали особые чувства, когда речь зашла об итогах ХХ столетия, о гонениях на православную церковь, когда увидели расстрелянные иконы с обезображенными ликами святых. Встреча вызвала большой интерес у ребят, возникло много вопросов, связанных с духовно-нравственными аспектами жизни. Вернувшись из экспедиции, восьмиклассник Дмитрий Шаломанов из видеозаписей, снятых во время этой встречи, сделал фильм «Урок батюшки», его можно использовать на классных часах и уроках истории.

Научная экспедиция глазами участников

На протяжении всех пяти дней экспедиции ребята заполняли дневник и Заметки путешественника. Приведу отдельные цитаты из их рефлексивного анализа.
Вот и подошло к концу наше большое путешествие, которое вызвало очень много ярких и нелегких моментов, разных эмоций и чувств. Во время экспедиции в участниках вырабатывается определенные качества и умения: чувство собственного достоинства; ораторские способности; гордость за себя и за то, что ты являешься частью значимого, очень важного дела.
Должны признать, что эта экспедиция положительно повлияла на нас. Губернский музей зародил во многих интерес не только к средним векам и новому времени, но и к первобытной эпохе. Архиерейский дом заставил задуматься о смысле жизни, о чувствах к близким. Экспедиция объединила людей совершенно разных возрастов, способствовала процессу социализации детей, обретению новых знаний Мы все осознали, что Тобольск, действительно, является духовной жемчужиной Сибири.
Знания, которые мы получили не по учебникам, а путем наблюдений и изучения материалов экскурсий и публикаций в уникальной научной библиотеке Тобольского музея-заповедника, заложили приличную базу по истории Сибири. С этими знаниями хочется поделиться с другими, настолько они важны. Строгое перечисление дат впечатляет. Мы, как старшеклассники, анализируя итоги экспедиции, можем утверждать, что она формирует единый коллектив педагогов, учащихся, объединенных общими идеями и интересами. Во время экспедиции происходит эффективное развитие интеллектуального и творческого потенциала участников.

Вместо заключения: педагогический комментарий

Посетив Тобольск, члены научной экспедиции узнали новые факты его истории, систематизировали полученные в ходе исследования материалы, осмыслили ее результаты и создали несколько научных проектов – исследовательских работ, с результатами которых будут выступать на различных конференциях. Тобольск является мощным ресурсом обретения новых знаний по истории Сибирского края и ключевых моментов в Российской истории.
Обобщение и анализ собранного материала, написание исследовательских работ, выступление в декабре 2017 года на VII Тихомировских чтениях, на последующих конференциях предоставили ребятам возможность повысить свою компетентность, большинство участников экспедиции пережили по-настоящему ситуацию успеха.
Материалы, полученные в ходе научной экспедиции, пополнили научно-вспомогательный фонд музея гимназии, статус которого обозначен как «краеведческий». Разработаны тексты мини-экскурсий, лекций для старшеклассников по темам (темы научных работ участников экспедиции), создается научно-познавательный фильм о Тобольске, готовится спецвыпуск газеты «132%». Данные материалы выложены на сайт гимназии в раздел «Музей», что является важнейшим учебным ресурсом для учащихся всех классов.

 

Библиографический список

1. Великая Сибирская железная дорога. Издание канцелярии комитета министров. Всемирная Выставка 1900 г. в Париже. – Санкт-Петербург. Государственная типография, 1901.
2. Козлова-Афанасьева Е. М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. — Тюмень: Издательство Искусство, 2008.
3. Любимов П.П. Православная христианская вера в Сибири // «Азиатская Россия». Исторические очерки. – Новосибирск, Издательский Дом «Сибирская горница», 2008.
4. Ромодановская Е.К. «Иоанн (Максимович) – митрополит Тобольский и Сибирский» (1711-1715 гг.) // Тобольский биографический словарь, Т.1. –Екатеринбург, 2004.
5. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Исторический очерк. Составлен С.В. Саблером и И.В. Сосновским. Под главною редакцией Статс-Секретаря Куломзина. – Санкт-Петербург, 1903.
6. Сидорова С.Ю. «Тобольский кремль – музейный ансамбль» // журнал Реликвариум, выпуск №1, 2011.
7.  «Томский листок» за 1895 и 1896 гг.
8. Волкова Е.И. Методика организации исследовательской экспедиции. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/05/14/ .... Дата обращения к сайту 20.10.2017 г.
9. Детские образовательные экспедиции (главная страница раздела)
http://www.ecosystema.ru/03programs/exp /. Дата обращения к сайту 20.10.2017 г.
10. Лазарева Л.А. Школьная научно-исследовательская экспедиция – путь расширения возможностей изучения родного края.
http://xn--abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419733/  Дата обращения к сайту 20.10.2017 г.
11. Николенко О.А., Столповских О.А. Учебно-исследовательские экспедиции как ресурс обновления содержания дополнительного образования детей в условиях профильного обучениям.
http://pandia.ru/text/78/148/23331.php. Дата обращения к сайту 23.10.2017 г.
12. Сайт Тобольской Митрополии.
http://www.tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?new_my_id=123

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»