Музей «У истоков города»

Новосибирская классическая гимназия № 17

Юному экскурсоводу

 

 

   Музееведение – специфичная наука, о которой сейчас молодое поколение знает мало. Однако работа в любом музее требует от каждого человека определённых знаний, в том числе и специальной лексики (терминов). Поэтому Совет музея гимназии № 17 специально для юных экскурсоводов подготовил словарь, который пригодится всему составу будущих музееведов.

 

Список (словарь) терминов экскурсовода

 

Атомизация – распад общества на индивиды, обособление человека от общества и окружающей его среды.
Аттрактивность музейного предмета – одно из общих свойств музейного предмета; способность предмета привлекать внимание посетителя музея своими внешними особенностями (форма, размер, цвет), а также художественной, мемориальной и исторической ценностью.
Аудиовизуальные средства – кино- и диапроекциониая, звуко- и видеозаписывающая и воспроизводящая аппаратура и комплексные системы, используемые в экспозиции для более широкого раскрытия ее темы, усиления эмоционального воздействия и активизации восприятия.
Вещевые источники – музейные предметы, представляющие собой вещи, изготовленные человеком и выступающие как источники информации о различных аспектах исторической деятельности.
Временное хранение – хранение музейных предметов или предметов музейного значения, полученных на ограниченный период времени для использования в экспозиции, на выставке или для проведения массового мероприятия. В.Х. используется в школьных музеях и в процессе поисково-собирательской работы по заданию государственных или муниципальных музеев.
Выставка мемориальная – музейная выставка, посвященная памяти какого-либо человека или события. При ее создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе полученных на временное хранение.
Выставка музейная – временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных материалах.
Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи конкретных лиц, родов, фамилий; составление родословий.
Главная инвентарная книга – см. Книга поступлений основною фонда.
Дублет – каждый из ряда идентичных предметов. При наличии в музейном собрании нескольких музейных предметов, дублирующих друг друга, часть экземпляров входит в основной фонд, остальные – в обменный фонд музея. Идентичность предполагает не только внешнее тождество предметов, но и их одинаковую научную, историческую, художественную и мемориальную значимость.
Единица учета – предмет или группа предметов (коллекция, комплект), зарегистрированные в учетных документах школьного музея под одним номером.
Единица хранениия – предмет или группа предметов (коллекция, комплект), поступившие в фондохранилище музея и зафиксированные в топографической описи.
Инвентарная карточка – вспомогательная форма учета основного фонда школьного музея, составляется на каждый музейный предмет по графам инвентарной книги и входит в инвентарную картотеку.
Инвентарный номер – порядковый номер учета музейного предмета по инвентарной книге. И.Н. проставляется на предмете и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета).
Историческая ценность – значимость музейного предмета как памятника истории, определяемая его связями с историческими событиями и процессами, ролью и местом данной вещи или документа в исторической действительности.
Книга временных поступлений – юридический документ учета (регистрации) музейных предметов и научно–вспомогательных материалов, принятых в фонды музея на временное хранение. В школьных музеях ведется в тех случаях, когда он осуществляет поисково–собирательскую работу по заданию государственного или муниципального музея, архива, другого научного учреждения, а также при поступлении тех предметов музейного значения, хранить которые школьный музей не имеет права.
Книга поступлений научно–вспомогательного фонда – основной юридический документ учета (регистрации) материалов научно-вспомогательного фонда. В школьных музеях научно-вспомогательные материалы нередко регистрируются в Инвентарной книге.
Книга поступлений основного фонда – основной юридический документ учета (регистрации) музейных предметов. Заполняется по установленным правилам в момент поступления предметов в музей. В некоторых музеях называется Главной инвентарной книгой. В школьных музеях часто называют Инвентарной книгой.
Коллекция музейная – совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков – по типам источников, происхождению, содержанию, материалу, например: фарфор, стекло, дерево и т.п.
Коллекция персональная – музейная коллекция, состоящая из музейных предметов, принадлежавших определенному лицу или содержащих информацию о нем, исторически сложившаяся в результате деятельности этого лица или сформированная музеем.
Коллекция систематическая – музейная коллекция, представляющая собой совокупность музейных предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку: по материалу; отраслям знаний; этическим труппам и т.п.
Коллекция тематическая – музейная коллекция, сформированная из музейных предметов разных типов, которые в своей совокупности раскрывают определенную тему.
Коммеморативный – названный, выпущенный, организованный в память о ком–либо или о чём–либо;
Краеведение – научная дисциплина, изучающая особенности истории, культуры и природы какого–либо края. Краеведческие исследования осуществляются, как правило, местными жителями. В процессе краеведческих исследований используются методы различных научных дисциплин, что обуславливает интегрирующий характер краеведения. Вместе с тем, К. может дифференцироваться в соответствии с профильными научными дисциплинами: историческое К., литературное К., художественное К., геологическое К. и т.д.
Краеведческие музеи – музеи комплексного профиля, собрания которых документируют историю и природу конкретною административно-территориальною региона: субъекта РФ, города, района, поселка, села и т.п. В структуру краеведческих музеев, как правило, входят отделы: истории, культуры, природы. Школьный краеведческий музей может быть и не комплексным, а только историко-краеведческим, и военно-историческим, археологическим, этнографическим, естественнонаучным. Таким образом, краеведение выступает как основной принцип формирования музейных коллекций и создания экспозиции школьного музея.
Легенда предмета – один из видов научно-фондовой документации; содержит сведения об истории предмета, среде ею бытования и ею владельце; составляется владельцем предмета или участниками поисково-собирательской работы со слов владельца. Легенда используется при изучении музейною предмета с обязательной проверкой содержащихся в нём сведений.
Мемориал – архитектурный ансамбль, воздвигнутый в память о выдающемся событии или лице. Обычно связан с намятым местом. Объединяет сооружения, монументальную скульптуру и живопись. Может включать музейную экспозицию. Мемориалы часто являются объектами шефской работы школьных музеев.
Мемориальная ценность – значимость музейного предмета как памяти об историческом событии или выдающемся человеке, определяемая в первую очередь историей возникновения и бытования. Если в самом предмете не зафиксированы следы его связи с событием или лицом, то мемориальная связь устанавливается в ходе поисково-собирательской работы и фиксируется в полевой документации, в т.ч. легенде.
Мнемонический – запоминающийся, памятный
Музееведение – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музеев, их социальные функции, формы и способы реализации этих функций на разных этапах общественного развития. Включает теорию и историю музейного дела, музейное источниковедение, музеографию и методику музейного дела. Использует общенаучные методы, методы профильных дисциплин.
Музеефикация памятников – направление культурной политики и отрасль музейного дела, сущность которой заключается в превращении недвижимых памятников истории и культуры, объектов природы в объекты музейного показа. Цель М.П. – их сохранение и рациональное ис¬пользование как историко-культурного и природного наследия.
Одним из направлений общественно-полезной деятельности актива школьного музея может быть выявление объектов культурного и природного наследия, требующих музеефикации, а также шефство над теми объектами, которые имеют статус памятников истории, культуры, архитектуры, природы.
Музейная ценность предмета – значимость предмета для музейного использования. Представляет собой наиболее полную характеристику музейного предмета и устанавливается на основе определения его научной, исторической, художественной и мемориальной ценности. Выступая в качестве основного критерия уже при отборе предметов в музейное собрание, М.Ц. уточняется и конкретизируется в процессе научной обработки музейного предмета.
Музейное дело – особая область культуры, включающая комплектование, учет, хранение, охрану, и использование музеями культурного и природного достояния страны, в первую очередь движимой его части. Объединяет: 1) музейную политику: музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями; 2) музееведение; 3) музейную практику: научно–фондовую, экспозиционную и просветительскую работу.
Музейное значение – комплексная оценка предмета с точки зрения возможностей его музейного использования. Близко понятию «музейная ценность» и определяется научной, исторической, мемориальной и художественной ценностью предмета, его сохранностью. М.З. выявляется при атрибуции предмета и уточняется в ходе его дальнейшего изучения.
Музейный предмет – Памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества, является составной частью национального культурного достояния. Выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования.
Научно–вспомогательные материалы – карты, макеты, муляжи и др. материалы, которые дополняют музейные предметы в экспозиции, помогают раскрывать их содержание, но сами не являются музейными предметами. Такие материалы включаются в состав Фонда научно-вспомогательных материалов.
Научно–исследовательская работа – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Н.–И. Р. в музее является основой всех направлений музейной деятельности: научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно–просветительной работы, а в школьном музее – и учебно-воспитательной работы.
Памятник документальный – памятник истории и культуры, специально предназначенный для передачи и хранения информации, зафиксированной в виде текста, изображения или звуков на любом носителе (бумаге, пергаменте, пленке и т.п.). В музейных собраниях документальные памятники разделяются на письменные, изобразительные, кино-, фото-, фоноисточники. Документальные памятники входят в состав не только музейного, но и архивного фонда страны. Важная задача актива школьных музеев – передавать информацию о выявленных и собранных документальных памятниках в местные государственные и муниципальные архивы.
Памятник истории и культуры – основная категория памятников, включающая как музейные предметы и предметы музейного значения, так и недвижимые памятники, среди которых отдельные могут быть объектами музейного показа. Понятие II.И. и К. объединяет различные виды памятников: памятники истории, археологии, архитектуры, искусства, документальные памятники.
Памятник материальной культуры – памятник, представляющий собой вещь, предметный элемент материальной культуры, имеющий утилитарное назначение. В музее П.М.К. относится к типу вещевых источников.
Памятник (монумент) – произведение скульптуры или монументального искусства, специально созданное для увековечения памяти о человеке или событии.
Памятное место — один из видов памятников истории и культуры; местность, населенный пункт, ландшафт и т.п., связанные с историческими событиями или деятельностью выдающихся людей. Иногда — просто место, где расположены памятники, в том числе исчезнувшие. Выявление памятных мест, их изучение, научная реконструкция и мониторинг – одно из важных направлений работы школьных музеев.
Паспорт школьного музея – документ (свидетельство), удостоверяющий статус музея в сети музеев образовательных учреждений. Выдается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения в соответствии с положением о паспортизации школьных музеев. В П.III.М. отражается название, профиль и место расположения музея, номер музея в соответствии с Федеральной системой учета школьных музеев. Хранится в школьном музее. Статус школьного музея присваивается специальными комиссиями по паспортизации школьных музеев субъекта Российской Федерации.
Письменные источники – музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма (букв, цифр и др. символов). П.И. образуют один из основных типов музейных предметов, который подразделяется на следующие виды музейных предметов: рукописные и печатные; официальные (учрежденские) и личные материалы; периодические и непериодические издания; книги, листовки, газеты, афиши, бланки и т.п.
Раздел экспозиции – структурное членение музейной экспозиции. Разделы в свою очередь подразделяются на темы. В музеях исторического профиля разделам обычно соответствуют исторические периоды.
Раритет – редкий предмет, ценность которого определяется в первую очередь его уникальностью.
Реконструкция – воссоздание несохранившегося или частично сохранившегося предмета (объекта) на основе научных данных.
Реликвия – музейный предмет, обладающий высокой экспрессивностью и особо чтимый как память об исторически значимом событии или выдающемся человеке, с которыми предмет связан.
Референция – Обозначение словом или предложением, реально существующего или вымышленного предмета.
Руководитель школьною музея – лицо, отвечающее на основе единоначалия за вею деятельность музея и осуществляющее педагогическое руководство работой актива школьного музея и его Совета. P.Ш.M. назначается и освобождается директором образовательного учреждения, при котором функционирует школьный музей.
Социальные функции музея – общественное назначение музея, его роль по отношению к обществу, задачи музейной деятельности, определяемые изменяющимися общественными потребностями. К исторически сложившимся С.Ф.М. в настоящее время относятся функция документи¬рования и образовательно-воспитательная функция.
Тематико–экспозиционный план – документ; составная часть научною проекта экспозиции; отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку. Т.Э.П. включает: наименования разделов, тем, подтем, тематических комплексов; ведущие тексты, аннотации, перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных данных атрибуции; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение, ксерокопия и т.д.), их размеры, указание мест хранения материалов и их шифры. В приложении к Т.Э.П. дается этикетаж, перечень научно-вспомогательных материалов.
Тематический комплекс – единица тематической структуры, которая в тематико-экспозиционном плане представлена как группа музейных предметов, связанных друг с другом и дополняющих друг друга по содержанию.
Тема экспозиционная – научная, литературная и т.д. тема, которая может быть раскрыта в экскурсии музейными средствами. Критерием экспозиционности какой–либо темы является в первую очередь ее обеспе-ченность музейными предметами.
Учетная карточка школьного музея – учетный документ, составляемый в двух экземплярах в процессе паспортизации школьного музея. У.К.III.М. включает сведения: название и место расположения музея, ею профиль, характеристика фондов, номер музея в системе Федерального учета школьных музеев. Один экземпляр карточки хранится в центре детско-юношеского туризма и краеведения субъекта федерации, другой – в Федеральном центре детско-юношескою туризма и краеведения.
Учетные обозначения – буквенные и цифровые знаки, наносимые на музейные предметы и научно–вспомогательные материалы с целью их учета в музее. У.О. включают шифр музея, порядковый номер по книге поступлений и по инвентарной книге, буквенное условное обозначение фонда, коллекции, к которым относится та или иная единица учета.
Фонд научно–вспомогательных материалов – часть музейного собрания, состоящая из различных научно–вспомогательных материалов, собранных или созданных музеем для экспозиций и выставок.
Фонд основной – часть музейного собрания, включающая музейные предметы различных типов. В составе фонда музейные предметы организуются но отдельным коллекциям. Ф.О. является источниковой базой для создания экспозиций, проведения научных исследований и развития профильных научных дисциплин. Музейные предметы Ф.О. входят в состав музейного фонда Российской Федерации и находятся под юридической охраной государства.
Экспозиция – совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения. К Э. можно отнести витрины магазинов и киосков, учебные материалы, развешенные на стенах классных комнат и помещенные в предметных кабинетах, музейные экспозиции и т.п.
Экспозиция музейная – часть музейною собрания, выставленная для обозрения; представляет собой, во-первых, результат научной разработки темы экспозиции с учетом доступных музейных материалов, во–вторых, специфическое произведение, в котором средствами архитектуры и пластических искусств создается экспозиционных образ, выражающий определенную тему. Э.М. возникает в результате совместной работы экспозиционеров и художников экспозиции, служит основой для реализации образовательно–воспитательной функции музея и выступает как база для массовой научно–просветительной работы.
Экспонат – музейный предмет, выставленный дли обозрения; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации. В качестве экспонатов и музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и воспроизведения, модели и научно¬–вспомогательные материалы.
Экспрессивность – одно из общих свойств музейного предмета; выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие на посетителя в процессе музейной коммуникации.
Этикетка – текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату. Является непременным элементом всякой экспозиции и содержит название предмета, его аттрибуционные данные и дополнительные сведения, зависящие от профиля музея, от типа экспозиции и от характера предмета. Один и гот же предмет, будучи включенным в разные экспозиции, может иметь различные по содержанию этикетки. Место размещения, форма, цвет и размеры этикетки, шрифт согласуются с другими элементами экспозиции и с характером предмета.

Дата последнего обновления страницы 07.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»